Д.И. Фонвизин "Недоросль": история создания комедии

Денис Иванович Фонвизин

Имя Дениса Ивановича Фонвизина получило широкую известность в среде театральной и читательской аудитории после сочинения им комедии «Бригадир», которая с успехом прошла на сценах столичных театров. Однако литературное поприще не было основным занятием писателя, он был государственным деятелем, дипломатом. Именно поэтому второе его произведение «Недоросль» увидело свет лишь в 1781 г.

Исследователям его творчества практически ничего неизвестно об истории создания произведения, ввиду того, что писатель не оставил никаких свидетельств, касающихся этого произведения. Лишь рассказ Вяземского является единственным воспоминанием о комедии. В нём он рассказывает о том, как появилась сцена, где заступается за Митрофанушку. По свидетельству автора сюжетом для неё послужила, подсмотренная им во время гуляния с собакой у Мясницких ворот, драки двух баб.

Являясь одним из ярчайших представителей передового просвещённого дворянства 18 в., Фонвизин считал дворян носителями самых высоких нравственных качеств. И, наблюдая прямо противоположные его представлениям, образ жизни и действия большинства представителей его класса глубоко переживал, как он писал: «это растерзало моё сердце».

Своей комедией, на примере Стародума он показывал пример истинного дворянина для подражания.

Во второй половине 18 в. в России рассветает театральный классицизм, а жанр комедии, к которому относится «Недоросль» - самый популярный и распространённый в искусстве. Произведение показывает неприглядную жизнь дворянства.

Основа комедии – это проблемы, которые Фонвизин считал наиболее важными в жизни современного ему дворянства. Это – нравственная деградация подрастающего поколения дворян и проблема воспитания, которые в представлении писателя являли собой вопрос государственной важности.

Исходя из этого, главная идея комедии заключается в высмеивании и осуждении невежества и жестокости помещиков, не признающих и не соблюдающих никаких законов, ни государственных, ни нравственных, отрицающих идеалы просвещения и гуманизма.

История создания

«Умри, Денис, лучше не напишешь»

Князь Потёмкин (по др.данным Державин) Фонвизину после премьеры.

Окончательный замысел комедии сформировался в 1778 г., когда писатель только вернулся из Франции, где полтора года изучал юриспруденцию и философию. Там же он познакомился с театральными постановками, среди которых более всего ему понравились комедии, которые и побудили его к созданию нового произведения. Поэтому, по возвращении в Россию, он с энтузиазмом взялся за работу над новой пьесой, которая шла более трех лет. В 1782 г. состоялась её театральная премьера.

Этапы работы

От времени, когда зародилась идея в 1770 г. и до её воплощения на театральных подмостках прошло почти 18 лет. В процессе работы автор переработал массу источников: статьи из журналов 70 – х гг., пьесы современников: Лукина, Чулкова, Екатерины Второй и др.

Печатное издание увидело свет через год после театральной премьеры пьесы. Напечатано была в Петербурге в типографии Шнора в 1783 г. В 1788 г. Фонвизин решил заняться изданием сатирического журнала «Стародум». Однако личным распоряжением царицы на это был наложен запрет.

До нас дошли некоторые факты, связанные с пьесой. Одна из них гласит, что после первой театральной постановки к автору подошёл сам князь Потёмкин и произнёс слова, дошедшие до нас через века: «Умри, Денис, но лучше не напишешь!».

Н.В. Гоголь, в бытность свою учащимся Нежинской гимназии, в студенческих постановках исполнял роль Простаковой.

Публикация произведения

История публикации комедии была не проста. После окончательного завершения комедии Фонвизин начал борьбу за постановку её на театральной сцене, пытаясь преодолеть запрет цензуры. Личный приём у царицы открыл путь к постановке. Премьера прошла с шумным успехом в Петербурге 24.09.1782 г. на сцене Вольного российского театра. Писатель лично занимался постановкой.

Комедия была благосклонно принята критикой. Однако успех постановки не смог обеспечить печатного издания. Только в 1783 г. она была напечатана в Санкт – Петербургской типографии Шнора. В отличии от театральной постановки, печатное издание было встречено читателями довольно холодно. Первая причина - большая часть театралов была уже знакома с комедией по театральной постановке, вторая - очень малый тираж, который быстро разошёлся по друзьям и знакомым писателя.

На протяжении уже более 200 лет «Недоросль» изучается ценителями русской литературы и не теряет своей актуальности. Самые позитивные отзывы писали о комедии великие русские писатели, в их числе Гоголь и Белинский.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.